устный или письменный экзамен

Устный или письменный?  Этот  вопрос  волнует сейчас  миллионы старшеклассников. Действительно, последние несколько лет экзамены  по русскому языку и литературе проходили в формате ОГЭ и ЕГЭ. Мы помним, как нелегко переходили на новую форму экзамена и ученики, и учителя. Трудно было привыкать к  критериям части  С, не все сразу приняли  и поняли  тестовую форму. Да, много было вопросов… Позднее мы, учителя,  стали наблюдать, как постепенно исчезают или, в лучшем случае, притупляются у ребят навыки говорения, а с ними и навыки написания связных объемных текстов. Большим «подспорьем» здесь стало поголовное увлечение «птичьим языком». Говорить,  тем более, говорить красиво нам некогда, господа!  Видимо, тот факт, что большая часть молодежи не умеет связывать слова в предложения, стал заметен не только учителям.  А что вы хотели?  Немая сцена!!!

Это эмоции, конечно! Извините, наболело.

Когда введут новую модель

Так стоит будущим девятиклассникам уже начинать бояться устного экзамена по русскому языку? Когда его вернут в школу? В какой форме он будет проходить?  Как раньше: берешь билет, готовишься и перед комиссией отвечаешь? Или какую-то другую форму придумают?

На сегодняшний день  Рособрнадзор изучает этот вопрос, выбирает модель проведения устного экзамена по русскому языку. Такую модель, которая даст наиболее хорошие и прогнозируемые результаты. Для этого ещё в октябре 2016 года была проведена так называемая пилотная апробация двух моделей ОГЭ, а точнее устной его части.

С целью получения наиболее полной картины для апробации были выбраны три разных региона  России: Чеченская Республика, Татарстан, Московская область. По данным Рособрнадзора, были выбраны по 10 разных школ из каждого региона. Как прошло это испытание  у девятиклассников, мы узнаем позднее, когда результаты пилотной  апробации будут проанализированы специалистами.

А теперь подробнее о самих моделях

Первая модель.  Ученик, находящийся один на один с компьютером и гарнитурой,  в течение экзамена устно отвечает на поступающие вопросы. Ответы записываются и проверяются позже.

Очень похоже на экзамены по иностранным языкам, правда?

Вторая модель.  Эта модель хорошо знакома старшему поколению: собеседование на выбранную тему. Экзаменационная комиссия, тема, устный ответ. Правда, сейчас на экзамене планируется присутствие независимого эксперта. Его задача не только наблюдать за процедурой экзамена, но и дать  объективную оценку качества ответа в целом и качества  устной речи учеников в частности.

Какая из двух моделей лучше?

Теперь давайте разберёмся, какая из моделей более приемлема.  Не знаю, к какому выводу придет Рособрнадзор, поживём – увидим.  На мой взгляд, есть как общие плюсы для обеих моделей, так плюсы и минусы у каждой из них. Общим и неоспоримым плюсом и той, и другой модели я считаю приобретение навыка свободного и грамотного устного общения. Навык этот очень важен и нужен в  любых сферах нашей жизни.

Плюсы первой модели.

1.Ученика ничего не отвлекает от вопросов и ответов, так как он в аудиогарнитуре.  2. Убирается страх публичности, так как отсутствуют экзаменаторы.

Минусы первой модели  (вытекают из плюсов).

1.Ученик не получает вербальной поддержки от экзаменаторов и не может вносить поправки в свой ответ. 2. Не осуществляется конечная цель устного экзамена — развить коммуникативные навыки.

Плюсы второй модели.

1.Ученик  может видеть реакцию членов комиссии и, формулируя  свой ответ, может мгновенно исправить случайные ошибки или оговорки.    2.Визуальное общение может добавить вам плюсов, так как включается человеческий фактор: манера говорить и одеваться, мимика.

Минусы второй модели (вытекают из плюсов).

1.Волнение перед публичным выступлением может сказаться на качестве речи: заикания, слова-паразиты, эмоциональность  и т.п. 2. Ученик может видеть реакцию экзаменаторов (или ее отсутствие) и потерять уверенность в своих силах.

Должна здесь заметить, что экзаменаторы, как правило, настроены очень доброжелательно и не ставят цель «завалить» ученика. Их задача как раз помочь отвечающему максимально раскрыть  свои возможности и показать себя с лучшей стороны. Дело лишь за тем, чтобы выучить добросовестно весь экзаменационный материал и научиться его наилучшим образом подавать.

Это всего лишь моё мнение. Вы можете с ним не соглашаться.

Выбирать, конечно, не нам с вами. Но все-таки очень хочется узнать ваше мнение о введении устной части экзамена по русскому языку. Так что лучше, письменный или устный? Как вы считаете?

Спасибо, что поделились статьёй в социальных сетях!


Спасибо, что поделились статьёй в социальных сетях!