0d5277de56ca

Приветствую вас, друзья! В предыдущей статье я рассказала, что представляет из себя итоговое сочинение по литературе и каковы критерии его оценки. Вы узнали, что это должно быть сочинение-рассуждение. В данной статье я расскажу, как писать сочинение-рассуждение правильно и какие требования к нему предъявляются.

Почему важно соблюдать структуру сочинения — рассуждения?

Как любое сочинение, оно состоит из вступления, основной части и заключения. Но сочинение — рассуждение, в отличие от  описания и повествования, пишется по формуле: тезис — аргументы — вывод. Именно ваше умение сформулировать тезис (утверждение), доказать его примерами и сделать правильный вывод проверяется и на итоговом сочинении, и на ЕГЭ по русскому языку, и на ЕГЭ по литературе.

Поскольку итоговое сочинение — самый первый экзамен, сегодня мы будем говорить именно о нем.

Как сформулировать тезис?

 Чтобы хорошо сформулировать тезис (обычно  в конце вступления или в начале основной части), надо тщательно обдумать и выбрать тему сочинения. То есть следует проанализировать каждое слово темы и понять, о чем вас спрашивают, какие слова здесь будут ключевыми, какая проблема заключена в выбранной теме. Например, если в теме есть вопрос (почему?, как?, зачем?, надо ли…? и т.п.) то, скорее всего, именно он и будет ключевым словом, а тезис будет фактически ответом на этот вопрос.

«Надо ли прислушиваться к советам других или лучше идти своей дорогой?» Это возможная тема из направления «Опыт и ошибки». Вдумайтесь, вам предлагают сделать выбор:

  •  слушать советы мудрых наставников, взрослых, родителей; избежать ошибок и быстро достичь желанной цели;
  • набивать шишки самому, повторять, возможно, ошибки родителей, но в итоге тоже достичь цели. Вы должны показать, что понимаете, о какой проблеме идет речь.

Вариант формулирования тезиса в начале сочинения.

Почему бы не начать своё сочинение так:

Мы часто слышим от родителей:» Ты совершаешь ошибку. Поверь, я когда-то тоже прошел(а) через это и знаю, что тебя ждет. Не повторяй моих ошибок. Я хочу тебе помочь». Мы понимаем, что родители искренне заботятся о нашем будущем, но почему-то не всегда прислушиваемся к их советам. Выбор молодых — пусть трудная, неизведанная, но своя дорога. Думаю, это правильно. Ведь, набивая шишки, совершая ошибки, преодолевая препятствия, мы приобретаем жизненный опыт, который станет нам опорой в течение жизни. Недаром часто приходится слышать пушкинское  «опыт — сын ошибок трудных» или «трудности закаляют». Таким образом, Ваш тезис (выделен жирным курсивом) — это утверждение, что молодые люди должны самостоятельно набираться опыта, пусть даже ценой ошибок. Теперь Вам надо доказать справедливость этого утверждения. Подбор аргументов — важнейший этап в написании сочинения-рассуждения.

Где брать аргументы.

Видите, вы сформулировали тезис по проблеме. Это ВАШЕ утверждение (главная мысль), это его вы должны будете теперь подтвердить примерами из литературы.  Для аргументов лучше подбирать два произведения русской или мировой литературы, хотя вы можете встретить также рекомендации по использованию в качестве аргументов исторических фактов, биографий известных людей, научных фактов и т.д. На мой взгляд, использование такого рода аргументов в итоговом сочинении нарушит одно из основных требований к нему : литературоцентричность. Поэтому приберегите эти аргументы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументируя тезис, вы можете применить смысловой анализ, то есть опираться на сюжет произведения, на характеры героев, на проблематику произведения в целом,  или анализ комплексный, то есть интерпретировать произведение в аспекте темы сочинения. Ни в коем случае нельзя просто пересказать содержание произведения или его фрагмента! Помните, что в части «аргументы» должна разрешиться проблема, сформулированная во вступлении. Вы примерами должны доказать, что ваш тезис верен.

Как правильно выбрать произведения для аргументации.

Чтобы не ошибиться в выборе литературных произведений, предлагаю выполнить следующие шаги:

  • вспомните произведения, сюжет которых основан на исследуемой проблеме (в нашем случае это отношения отцов и детей);
  • оцените степень владения материалом и выберите два произведения, которые вы помните хорошо (содержание, имена героев, поступки героев);
  • выберите, на примере какого героя вы будете подтверждать свой тезис (или будете анализировать произведение в целом);
  • ещё раз перечитайте тезис, покажите на примере поступков героя, что он действительно приобрел опыт, пройдя трудный путь;
  • чтобы избежать пересказа, во-первых, употребляйте вводные слова действительно, как видим, по-моему и т.п и, во-вторых, демонстрируйте ваше отношение к проблеме.

Примеры произведений для аргументации.

Помните, что вы можете доказать верность высказывания и «от обратного», то есть приведя пример антигероя, маминого сынка.

И.С.Тургенев «Отцы и дети» : жизненный путь Базарова или сравнение жизненных позиций героев.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: история Петра Гринева.

Почему обязательно надо писать заключение.

Задача заключения — подвести итог сказанному, сделать выводы, обобщить их. Сделать это можно, «закольцевав» сочинение, повторив в заключении мысль, высказанную во вступлении, но поменять вопросительную форму высказывания на утвердительную. Пример: надо ли слушать…? (…) Как видим, лучше пройти самому…

Обратите ещё раз внимание на следующие моменты:

  • материала для аргументации должно быть достаточно;
  • не допускается пересказ произведения;
  • нельзя просто называть автора и произведение, надо показать, как ваш тезис может быть доказан примерами из выбранного произведения;
  • будьте внимательнее, не забудьте перенести ваше сочинение в бланк;
  • распределите отведенное время на обдумывание, написание черновика и переписывание работы на бланк;
  • постарайтесь писать максимально аккуратно и разборчиво;

Теперь, когда вы знаете, как писать сочинение-рассуждение, ваша задача вспомнить и отобрать произведения для аргументации.

НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ! У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!

Спасибо, что поделились статьёй в социальных сетях!