79e6cb3436b5eebc8b0029f706b334afe6d5f5b1В декабре 2017 года в школах пройдет итоговое сочинение по литературе, по результатам которого происходит допуск к сдаче ЕГЭ. Темы итогового сочинения 2016-2017 года будут сформулированы по пяти открытым тематическим направлениям:

  • «Разум и чувство»
  • «Дружба и вражда»
  • «Победа и поражение»
  • «Честь и бесчестье»
  • «Опыт и ошибки»

и  объявлены непосредственно в день написания сочинения, то есть 7 декабря 2017 года, за 15 минут до начала экзамена. Длительность экзамена 3 часа 55 минут. Критерии разработаны.

Формулировка тем

Формулировка тем предполагает проверку не только уровня общекультурного развития выпускников и умения аргументировать свою точку зрения, но и степени владения  литературным материалом, на который они будут опираться в своих рассуждениях. То есть, выбирая конкретную тему, следует руководствоваться своими литературными знаниями, жизненным опытом и тем, насколько близка и понятна вам данная тема. Например, тема «Береги честь смолоду» из направления «Честь и бесчестье» потребует, как минимум, понимания той великой мудрости, которая заключена в пословице и умения сформулировать свой тезис по этому поводу:

  • честь легко потерять, если будешь совершать неблаговидные, опрометчивые поступки;
  • восстановить честное имя очень сложно;
  • надо дорожить честью с юных лет, ведь «переписать» свою жизнь может не получиться и т.п.

Затем необходимо привести пример-доказательство ( аргумент) из литературного произведения, который подтвердил бы ваше высказывание. Это может быть история становления молодого человека, который, сомневаясь, совершая ошибки, все-таки не потерял своего доброго имени (это же произведение может подойти к направлению «Опыт и ошибки»). Более подробный разбор данного аспекта читайте в других статьях рубрики «Сочинения».

                      Каждое тематическое направление включает два полярных понятия. Краткий  комментарий тематических направлений, составленный специалистами Федерального института педагогических измерений, выложен на сайте ФИПИ.

                     Итоговое сочинение оценивается по следующим критериям:

  • «Соответствие теме»;
  • «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  • «Композиция и логика рассуждения»;
  • «Качество письменной речи»;
  • «Грамотность».

                    Давайте рассмотрим каждый критерий.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий является основным и проверяет собственно содержание работы. Ученик должен продемонстрировать понимание проблемы, умение размышлять над предложенным тезисом в рамках сформулированной темы. Другими словами, в сочинении на тему «Почему близкие люди становятся врагами» предпочтительнее писать  о том, что зачастую чувство раздражения,  гнева, любви заставляет нас совершать необдуманные поступки, говорить обидные слова, что приводит иногда к непоправимым последствиям (направление «Разум и чувства»), а не о том, что вражда — разрушитель любых связей и отношений (направление «Дружба и вражда»). Потому что в формулировке темы ключевым является вопрос почему?

         «Незачет» по первому критерию ставится только в двух случаях:

  • сочинение не соответствует теме;
  • в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий  также является основным и проверяет умение использовать литературный материал  для аргументации своей позиции.

Необходимо использовать в качестве аргумента не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, продемонстрировав навыки комплексного или смыслового анализа текста. Следует помнить, что пример должен соответствовать тезису. Если рассматривать тему «Почему близкие люди становятся врагами» и высказывание «зачастую чувство раздражения,  гнева, любви заставляет нас совершать необдуманные поступки, говорить обидные слова, что приводит иногда к непоправимым последствиям», то здесь в качестве аргумента подойдёт история, например, Анны Карениной из одноименного романа Льва Толстого. Причем, просто пересказ истории Анны  недопустим. Надо проанализировать, почему ее взаимоотношения  с мужем стали невыносимыми.

«Незачет» ставится, если:

  • сочинение написано без привлечения литературного материала;
  • в сочинении искажено содержание произведения;
  • литературные произведения упоминаются в работе, но не являются опорой для аргументации.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

«Незачет» по 1 или 2  критериям автоматически повлечёт  «незачет» по всей работе.

         Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить   «зачет» по критериям №1 и №2, а также «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий проверяет умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Если вы владеете приемами написания сочинения-рассуждения и знаете его структуру, нарушить логику повествования довольно сложно.

«Незачет» ставится, если:

  • нарушение логики повествования мешает пониманию смысла;
  • в сочинении отсутствуют тезис и его доказательства.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий  проверяет качество речевого оформления текста, умение точно выражать мысли, используя лексические  и грамматические возможности русского языка. То есть в лучшем случае в своем сочинении вы должны использовать все возможные выразительные средства языка: метафоры, эпитеты, сравнения, фразеологизмы, причастные и деепричастные обороты, вставные конструкции, однородные члены предложения и т.д. В худшем — грамотно строить предложения, сохраняя их смысл и структуру.

 «Незачет» ставится, если:

  • низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла текста.

 Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий проверяет грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если:

  • на 100 слов приходится в сумме более пяти грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.

 Следует помнить, что к проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

Требование № 1.     «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Считаются все слова, в том числе и служебные части речи.

Если в сочинении менее 250 слов, то такое сочинение не проверяется по критериям оценивания.

Требование № 2.«Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения или его частей. Списыванием считается как копирование, так и воспроизведение по памяти чужого текста,  опубликованного в бумажном и (или) электронном виде, а также  работы другого ученика. Допускается прямое или косвенное цитирование, но с обязательной ссылкой на источник. Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

          Итоговое сочинение – это сочинение-рассуждение с присущей ему структурой: тезис – доказательство – вывод. Соблюдение всех требований, знание критериев  позволит вам написать итоговое сочинение успешно  и получить «зачёт».

 

Спасибо, что поделились статьёй в социальных сетях!